Поиск своей профессиональной позиции рано или поздно встает перед каждым, кто активно работает с группами и помогает участникам прийти к согласованному решению. В своих размышлениях, личной практике и наблюдениями за работой коллег фасилитаторы ищут собственные ответы на вопросы:
- «Что такое нейтральность фасилитатора?»
- «Действительно ли нужно сохранять нейтральность?»
- «Удается ли кому-то действительно сохранять нейтральность?»
- «Если я высказываю свое мнение в группе, я теряю нейтральность?»
Сохранение нейтральности — одна из главных компетенций профессионального фасилитатора, который работает с группами и командами, занятыми в разных сферах деятельности. Эксперты различных направлений собираются, чтобы решить важные вопросы, которые находятся на стыке их компетенций. И порой эти вопросы, само содержание дискуссии экспертов становится о-о-очень интересным для фасилитатора!
Случается такое по разным причинам. Это может быть информация, полезная для общего, профессионального и личного развития. Это могут быть идеи, способные усилить личный бизнес фасилитатора или его профессиональные компетенции. Это могут быть вопросы, в которых сам фасилитатор профессионально разбирается или у него есть большой опыт работы с такими вопросами в группах, а может быть у него просто есть свое личное мнение. И вот тут нейтральность фасилитатора испытывает угрозу и мы рискуем потерять свою профессиональную позицию в работе с группой.
Нейтральность фасилитатора под угрозой, когда Фасилитатор:
- проявляет излишнее любопытство и включенность в тему;
- пытается запомнить важные для себя идеи и соотносит их со своей реальностью;
- высказывает свое экспертное мнение — включает «консультанта»;
- стремится разобраться в теме больше, чем уделить внимание процессу группового мышления и коммуникации.
При этом фасилитатор может не высказывать свое мнение и отношение вслух, но какими красноречивыми могут стать его лицо и тело в этот момент!
Удивительно как, порой, быстро группе удается почувствовать смену позиции ведущего, когда фасилитатор начинает высказывать свое мнение, приводит аргументы вместо того, чтобы задавать вопросы!
И вот уже участники «ставят на место фасилитатора», когда говорят, что «у них так не сработает» или «так они уже сто раз пробовали», или»сейчас это уже так не сделать»! В общем, ставят под сомнение или полностью отрицают идеи ведущего.
А может быть и наоборот. Участники подхватят и примут идею фасилитатора как спасательный круг, когда самостоятельный поиск заходит в тупик. Но часто такое решение уже не относится к взаимовключающему и взаимоприемлемому решению группы, в котором каждый участник чувствует силу для внедрения изменений и готов воплощать как свое. Фасилитатор оказал группе медвежью услугу…
Как только фасилитатор заметил, что начинает терять равновесие и проявляет личную заинтересованность и даже излишнее любопытство к информации участников — это сигнал: «Срочно вспомни и вернись в свою позицию! Ты здесь кто? Ты здесь зачем?»
И фасилитатору потребуются дополнительные усилия, чтобы вернуть себя в роль ведущего процесса и уйти в тень информационного контента группы.
Нейтральность фасилитатора сохраняется, когда:
- на фоне поступающей от группы информации фасилитатор способен выделить то, как взаимодействуют участники;
- держит при себе свое экспертное мнение в обсуждаемом вопросе;
- не спорит и не доказывает участникам свою точку зрения;
- допускает и стимулирует в группе разнообразие точек зрения;
- задает вопросы участникам, а не ведет их вопросами;
- задает вопросы для группы, а не для себя.
Сохраняя нейтральность, фасилитатор держит фокус на процессе группового взаимодействия и, тем самым, успешно выполняет свою роль в группе. Обучение фасилитации позволяет отслеживать и развивать в себе позицию нейтральности.
Нейтральность фасилитатора: разделяйте Контекст и Контент встречи
Чтобы сохранять нейтральность фасилитатору, прежде всего, важно различать Контент и Контекст групповой встречи. Контент — это тема встречи: «О чем говорит группа?»
Контекст — это процесс, по которому идет группа в своей дискуссии для выполнения своей задачи: «Как говорит и работает группа?» Контекст позволяет работать Контенту.
Посмотрите на песочные часы…
Форма песочных часов (контекст) задает форму песку (контент). Форма не меняет сам песок, а помогает ему держать свою форму таким образом, чтобы выполнять заданную функцию.
Без песочных часов песок останется песком. Но, лишившись заданной формы, он перестанет выполнять столь важную функцию. А песочные часы без песка останутся просто пустым сосудом.
Оставаться нейтральным — значит держать Контекст, а не Контент встречи!
Когда фасилитатор сосредоточен на Контексте встречи, он помогает группе поддерживать свою важную функцию в заданный момент, держать свою цель и идти к ней. А участники могут посвятить все внимание своему профессиональному Контенту.
Группа доверяет Контексту встречи и верит, что он не будет использован для манипуляции, а построен таким образом, чтобы помочь ей прийти к согласованному решению.
Фасилитатор доверяет Контенту встречи и верит, что у группы есть все необходимое, чтобы справиться со своей задачей.
Таким образом, нейтральная позиция фасилитатора — это позиция взаимного доверия в группе!
Автор статьи Юлия Сапожникова — фасилитатор, бизнес-тренер, член Международной ассоциации фасилитаторов IAF, основатель проекта https://profacilitation.by