Разминки для сессии: нужны ли, какие, как подобрать
Illustration

Скажу честно: в своей тренерской практике я всегда использовала разминки. Составляя дизайн тренинга, отдельное время в расписании я отводила на разминки утренние, после перерывов, после обеда и т.д.

Когда начала вести командные и стратегические сессии, разминки почему-то стали уходить на второй план. Помню ситуации, когда не проводила какое-либо разогревающее упражнение для группы, потому что: 

  • жалела времени; 
  • думала, что взрослым и серьезным людям это не надо; 
  • велась на поводу у заказчика и делала все «быстро и по делу, без ерунды»;
  • просто забывала, как это важно для процесса…

Практически во всех таких случаях я потом жалела об упущенной возможности дать своим участникам чуть больше энергии, сил и воодушевления для предстоящей работы. И обещала себе на следующих сессиях вернуть разминкам должное место в своих сессиях. 

Разминка на сессии — это короткий, структурированный процесс, который запускает взаимодействие, энергию и энтузиазм участников для предстоящей работы.

Разминки: виды

В качестве разминок мы можем использовать привычные нам энерджайзеры, айсбрейкеры и тематические разминки-мостики.

Энерджайзеры — техники и упражнения, которые за счет физической и интеллектуальной активности помогают повысить энергию в группе, вернуть внимание и интерес участников.

Айсбрейкеры  — упражнения, которые помогают быстро «повернуть людей друг к другу», знакомиться и общаться с незнакомыми участниками, создавать безопасное пространство для последующей совместной работы.

Тематические разминки-мостики — которые помогают не только активировать внимание и взаимодействие участников, но и постепенно погрузить их в предстоящую тему.

Хорошо, когда в разминках, которые мы предлагем участникам есть:

  • немного юмора, когда все могут расслабиться и посмеяться, разрядиться и вновь зарядиться позитивным настроением;
  • динамика, когда разминка быстрая и не занимает более 10% времени всей сессии;
  • возможность встать, подвигаться, сменить местоположение в пространстве;
  • возможность поделиться чем-то личным, пообщаться с тем, кого мало знаешь;
  • четкая инструкция, когда участники не переспрашивают нас что и как делать, а быстро включаются в практику;
  • связь с темой и задачами сессии.

Разминки: как выбрать

Выбрать хорошую разминку (а зачастую и не одну) для своей сессии — задача непростая. 

Кристина Хоган в своей книге «Practical Facilitation. A Toolkit of Techniques» предлагает нам вот такой чек-лист из вопросов, которые помогут подобрать хорошую разминку для сессии:

  • Это поможет нам объединить участников физически и ментально?
  • Это поможет участникам чувствовать себя более комфортно друг с другом?
  • Это способствует нетворкингу между участниками?
  • Это соотносится с сессией (темой, задачей) и видят ли эту связь участники?
  • Это будет весело (доставит ли удовольствие) для участников?
  • Это пробуждает любознательность и энергию в группе?
  • Это включает каждого участника?
  • В помещении достаточно места?
  • Это безопасно физически и эмоционально?
  • У нас достаточно времени?
  • Это подойдет для размера и состава этой группы?

Разминки: будьте острожны!

Подбирая разминку для своей группы, помните, что у каждого участника может быть разная степень готовности делиться чем-то личным и разный предпочитаемый стиль взаимодействия с коллегами. Будьте особенно осторожны с разминками, которые предполагают:

  • физический контакт участников;
  • произнесение необычных звуков и действий;
  • действия, чтобы бросать/ловить что-то;
  • долго ждать своей очереди высказаться.

Разминки: как организовать

Самые простые разминки часто предполагают объединение участников в пары. Всем дается время узнать что-либо друг о друге, а затем представить партнера остальной группе.

Или каждый сам может представить себя группе, рассказав «неизвестный факт» о себе. Так, нам известна вариация самопрезентации «Все знают, что я… И никто не знает, что я…». Или вариация «Две правды и Одна ложь», когда участник называет о себе 3 факта, один из которых ложный. Группа должна угадать, что правда, а что ложь.

Если у нас большая группа, мы объединяем участников в мини-группы и даем им какое-то задание, которое нужно выполнить всем вместе, а потом представить результат для всех. Или устраиваем большое «броуновское движение», в котором наши участники в свободном порядке двигаются, образуют пары, обмениваются информацией и образуют новые пары и т.д.

Это такие простые примеры, которые легко и быстро можно придумать и оформить в разминку для своих групп. Учитывая контекст, группы, встречи, темы, организации, участников мы можем наращивать простые приемы дополнительным заданиями, усиливать хорошими вопросами для диалогов, предлагать участникам разные форматы и стимульные материалы (специальные метафорические карты, вопросы, фотографии, «кубики историй», кубики Lego и т.д.)

Есть ли у вас примеры упражнений, разминок и ледоколов, которые всегда можно применить в группе? Начать собирать свою копилку уже сейчас — очень хорошая идея!


Автор статьи Юлия Сапожникова — фасилитатор, бизнес-тренер, член Международной ассоциации фасилитаторов IAF, основатель проекта https://profacilitation.by