Техника Q-Storming: генерация вопросов, а не ответов
Illustration

«Вместо хороших ответов нам нужны хорошие вопросы. Сила диалога проявляется в вопросах, ответы на которые мы не знаем. Определение одного хорошего вопроса стоит больше, чем предложение многих конкретных ответов!«

Уильям Айзекс, профессор Массачусетского технологического института  (MIT), автор книги «Диалог и искусство думать вместе»

Техника Q-Storming

Когда мы сталкиваемся с проблемой, то стараемся ее решить как можно быстрее. Когда проблема касается не только нас, но затрагивает интересы разных людей, отделов, групп, команд и целых бизнесов, ее решение тоже требует скорости и комплексных мер. В поиске новых идей, инновационных решений и важных ответов мы привыкли собираться в группы и проводить мозговые штурмы.

Стоп! А если немного подумать… Вдруг вопрос, на который мы так отчаянно ищем ответ, неправильный? Куда тогда заведут нас наши ответы?

О том, что найти правильную проблему также важно — если не более важно — как и найти быстрое решение, говорил в своей книге про мифы об инновациях Скотт Беркун. А отдельные специалисты, консультанты и исследователи изобрели для этого специальные техники.

Каталитическое спрашивание

Хел Грегерсен — исполнительный директор Центра лидерства при Массачусетском технологическом институте, старший преподаватель инноваций в Школе менеджмента имени Слоуна при Массачусетском технологическом институте. В течение 20-ти лет с сотнями команд по всему миру автор проводил систематическое исследование по поиску правильных вопросов — тех, что открывают совершенно другие решения и перспективы. В результате Хел Грегерсен описал свой метод поиска правильных вопросов как Catalytic Questioning (Каталитическое спрашивание). 

Техника Q-Storming

В соавторстве с коллегами Джеффом Дайером и Клейтеном Кристенсеном Хел Грегерсен изобрел вариацию метода мозгового штурма и назвали они ее Question Storming или Техника Q-Storming (Вопросительный штурм). Вариация эта появилась случайно, когда в работе с группой во время традиционного мозгового штурма поиск решения проблемы зашел в тупик. Тогда ведущие предложили участникам вместо вариантов решений набросать вопросы, касающиеся сути проблемной ситуации. Результат превзошел все ожидания. Tехника Q-Storming стала популярной в группах и командах, с которыми работали авторы во многих организациях.

QTF — техника формулирования вопросов

Институт правильных вопросов (Right Question Institute) — некоммерческая организация в Кембридже — так же уже более 20 лет исследует методы генерации вопросов. Организация запотентовала свою технику формулирования вопросов QFT (Question Formulation Technique), которая активно используется как в сфере образования, так и в сфере управления и инноваций. 

Разные по названию, но единые по своей сути, все эти техники — разновидность мозгового штурма и направлены на генерацию как можно большего количества вопросов. Чтобы не путаться в названиях, мы будем использовать понятие Вопросительного штурма или Техника Q-Storming.

Итак, когда же группам и командам лучше генерить вопросы, а не ответы? Есть 3 типичные ситуации:

1. Группа застряла. Участники долго думают над каким-то вопросом и застряли в поиске решения. Как будто что-то идет не так и непонятно почему — это подходящий момент для вопросов, которые помогут выйти из тупика на новый уровень мышления.

2. Проблема оказалась слишком трудной. Работая над проблемой, участники недоумевает: «Почему это оказалось труднее, чем мы думали?» — это верный признак того, что стоит углубиться в понимание проблемы и набросать свои вопросы к ней.

3. Ситуация неясности и неопределенности. Анализируя сложную тему, проблему, последствия и выгоды, участники чувствуют, что запутались и работают в ситуации неясности и неопределенности — это время, чтобы остановиться и составить как можно больше вопросов, уделяя особое внимание тому, что наиболее запутанно и сложно

Вопросительный штурм сам по себе не приводит группу к решению проблемы. Однако, он побуждает людей задавать как можно больше вопросов к проблеме, теме или вопросу и, тем самым, помогает:

  • освоить новую, совершенно незнакомую задачу;
  • глубже погрузиться в проблему, увидеть ее суть;
  • посмотреть на проблемную ситуацию под новым ракурсом;
  • выявить скрытые причины проблемы;
  • переформулировать изначальную проблему;
  • определить лучшие направления для потенциального развития;
  • стимулировать появление инновационных идей.

Единственное решение, которое мы ищем в процессе вопросительного штурма — это ответ на вопрос: «Какие самые лучшие вопросы нам нужно задать прямо сейчас?»

Техника Q-Storming: последовательность шагов

Если вы решили, что Вопросительный штурм — это то, что сейчас нужно вашей команде, то теперь его важно правильно организовать и провести. Техника Q-Storming (Question-Storming) включает несколько шагов:

1. Определите проблему, тему или задачу

Сформулируйте актуальную для группы проблему, короткое провокационное утверждение. Не используйте вопросительную формулировку. Вопросы будут задавать участники. А легче это делать к утверждению. Важно выделить такую проблему, которая волнует вашу группу интеллектуально и эмоционально. Если участникам все равно, остальные шаги бесполезны! Так же убедитесь, что заявленная проблема не имеет очевидного ответа. Иначе, зачем тогда спрашивать?!

2. Организуйте генерацию вопросов

Предложите участникам группы задавать вопросы к заявленной теме, проблеме или задаче. Это можно делать в общем кругу, а можно объединить людей в мини-группы. Введите правило «Спрашивать можно обо всем!» и вовлеките участников в задавание вопросов

  • Задавайте много вопросов — так много, как только можете!
  • За один раз каждый участник может задавать один вопрос. Всего Хел Грегерсен советует группам задать по крайней мере 50 вопросов, а лучше даже больше. Когда группа столкнется со ступором и остановится, важно выдержать паузу и вовлечь группу в дальнейшее спрашивание. Как правило, во втором периоде участники зададут свои лучшие вопросы.
  • Записывайте вопросы — так, чтобы было видно всем! 
  • Записывайте вопросы на отдельном флипчарте.
  • Записывайте каждый озвученный вопрос именно так, как он был сформулирован.
  • Не начинайте озвучивать следующий вопрос, пока не записан предыдущий. Это даст возможность каждому увидеть каждый вопрос, немного подумать и придумать следующий, еще лучший вопрос.
  • Задавайте разные вопросы — чем разнообразнее, тем лучше! 

Задавайте очевидные вопросы. Задавайте неожиданные вопросы. Задавайте вопросы о вопросах. Задавайте некомфортные вопросы. Задавайте провокационные вопросы. То, что вы задаете вопросы, не обязательно предполагает, что у вас есть на них ответ. Поэтому: Только Вопросы! Без Критики, без Дискуссии, без Ответов или Объяснений!

3. Организуйте работу с готовыми вопросами

А вот тут уже могут быть разные варианты, которые будут определятся вашими целями и результатом, который вы хотите получить. Итак, вот что можно сделать с записанными вопросами:

  • выделить «каталитические» вопросы — те, которые содержат в себе самый мощный потенциал для преодоления заявленной проблемы, те на которые ваша команда пока не может ответить, но которые хочет и готова исследовать. Из всего списка получившихся вопросов необходимо выделить 1-2-3-4 наиболее важных.
  • выделить «горячие» вопросы — те 2-3 самых значимых вопроса, которые возбуждают интерес и открывают новые возможности в размышлении над проблемой
  • усилить вопросы — продолжить их формулировать, чтобы найти наиболее прорывные из них. Для этого участники еще раз просматривают свои записанные вопросы и работают с ними: переводят открытые вопросы в закрытые и наоборот — играют с формулировками. 
  • сгруппировать вопросы по значимым направлениям, кластерам или типам (вопросы о фактах, вопросы о причинах, вопросы об инновациях и т.д.) и выделить те из них, которые требуют дальнейших дискуссий или исследований

4. Определите последующие шаги

Определить последующие шаги для правильных вопросов часто гораздо легче, чем для идей в ситуации брейншторминга. Вот, например, что можно делать дальше:

  • составить план действий по решению ТОП-3-х вопросов;
  • сделать выделенные вопросы ключевыми для организации отдельных проектов;
  • организовать отдельную дискуссию или эксперимент;
  • провести исследование и т.д.

5. Провести короткий дебрифинг

Закончите работу короткой обратной связью от участников, которая поможет осознать опыт, пережитый в групповом взаимодействии. Например, задайте такие вопросы:

  • На что был похож для вас этот процесс?
  • Что особенно интересного вы заметили для себя в этом процессе?

Таким образом, хорошим результатом сессии Вопросительного штурма может стать: 

  • один самый лучший, ключевой вопрос, с которым дальше будет работать группа
  • список вопросов, упорядоченный по важным для группы критериям или
  • структура вопросов, взаимосвязанных между собой

А после самой сессии приступайте к работе! Ведь дело осталось за малым — найти ответы на важные вопросы. И прислушайтесь к совету Хела Грегерсена: «Если вы предпочитаете наблюдать, чтобы получить ответы, идите и сделайте нужные системные наблюдения. Если свежие идеи вы получаете в общении с другими людьми, идите и общайтесь с теми, кто не похож на вас, и вы получите большое разнообразие ответов. Если вы любите экспериментировать, делайте прототипы, тестируйте и находите решения».

Техника Q-Storming (Вопросительного штурма) создана не для того, чтобы давать ответы. Она помогает группам и командам смотреть в глубину проблемы, выводить на поверхность важные предположения и гипотезы, обнаруживать взаимосвязи. В результате первоначальная проблема может быть даже переформулирована. А это значит, что найден тот правильный вопрос, который приведет группу к правильным ответам, нестандартным и инновационным решениям!


Автор статьи Юлия Сапожникова — фасилитатор, бизнес-тренер, член Международной ассоциации фасилитаторов IAF, основатель проекта https://profacilitation.by